Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты МО «Город Астрахань» за 2020 год

Печать

Внешний контроль за расходованием бюджетных средств в МО «Город Астрахань» осуществляет Контрольно-счетная палата муниципального образования «Город Астрахань». В настоящее время штат сотрудников Контрольно-счетной палаты МО «Город Астрахань» составляет 19 человек.

В 2020 году сотрудниками Контрольно-счетной палаты МО «Город Астрахань» в условиях пандемии было проведено 35 проверок, в том числе:

- внешняя проверка отчёта об исполнении бюджета – 1;

- муниципальных учреждений – 32;

- муниципальных предприятий – 2.

По результатам проведенных плановых проверок в 2020 году в 12 случаях были выявлены нарушения и недостатки на сумму 221,78 млн.руб. в том числе:

- излишки материальных ценностей и денежных средств на сумму 0,045 млн.руб.;

- неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов на сумму 0,763 млн.руб.;

- необоснованное расходование денежных средств в размере 3009,0 млн.руб.;

- нарушения в ведении бухгалтерского учета на сумму 0,007 млн.руб.;

- другие финансовые нарушения на сумму 217,957 млн.руб., выраженные в том числе и в низком контроле за выполнением договорных обязательств со стороны муниципальных заказчиков.

Все материалы проверок были направлены Главе МО «Город Астрахань» и в Городскую Думу МО «Город Астрахань».

В соответствии с действующим законодательством Контрольно-счетная палата МО «Город Астрахань» наделена полномочиями по проведению проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В данной сфере сотрудниками Контрольно-счетной палаты МО «Город Астрахань» в 2020 году проведено 14 проверок. В ходе которых установлены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В результате проведенных контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой МО «Город Астрахань» в адрес проверяемых учреждений было направлено 12 предписаний на устранение выявленных нарушений. По результатам проведенных контрольных мероприятий 5 человек привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, 20,0 тыс.руб. поступило в бюджет в рамках составленного протокола по административному правонарушению в связи с неисполнением предписания КСП МО «Город Астрахань».

За 2020 год в правоохранительные органы направлены материалы ревизий по 2 объектам.

При проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности в образовательных учреждениях установлены следующие наиболее типичные нарушения:

- неправомерное применение доплат до МРОТ (минимального размера оплаты труда);

- нарушение Положения о распределении стимулирующей части фонда заработной платы образовательного учреждения в части превышения 50% размера стимулирующей доплаты;

-  не соблюдение сроков поставки товара.

- оплата из средств бюджета города за поставляемую тепловую энергия и воду в помещения, сданные в аренду;

- доплаты сотрудникам образовательным учреждениям за  дополнительную работу за должности, не предусмотренные штатным расписанием.

Проведенной ревизией финансово-хозяйственной деятельности МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» за 2019 год:

- установлены нарушения в начислении необоснованных доплат к заработной плате, а также в начислении и выплате премий работникам предприятий в сумме 3361757,45 руб.;

- в нарушение п.3ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете», бак аккумуляторный V=1000м.куб. на котельной №Т-1 стоимостью 2 965 381,0руб. своевременно не был поставлен на учет предприятия, что в свою очередь привело к искажению финансового результата в рассматриваемом периоде;

- выборочной проверкой реализации поставленных предприятием задач по сокращению уровня дебиторской задолженности, установлено, что дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности ООО «ИгВит Нью Сервис» на 01.10.2020 составила 891 793,60руб. Работа по взысканию суммы задолженности (сформированной с 04.02.2016) юридического лица – ООО «ИгВит Нью Сервис» до 08.10.2020 по неустановленным причинам не производилась;

- МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» заключило договор на проведение работ по оценке имущества б/н от 27.07.2017 (№164кэ от 09.08.2017) с ООО «Оценочная компания «Ангара» на оказание услуг по определению рыночной стоимости имущества, принадлежащего МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», согласно прилагаемому к договору заданию на оценку, стоимостью 200 000,00руб. и сроком исполнения до 30.09.2017 года. В 2018 году было заключены дополнительные соглашения к договору на общую сумму 1 537 000,00руб. Пунктом 1.5 договора определено, что отчет об оценке предоставляется  МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» (Заказчику) в повествовательной форме, что противоречит действующему законодательству (Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»  и условиям задания на оценку (приложение №1 к договору);

- по данным предприятия по состоянию на 01.10.2020 значится дебиторская задолженность по контрагенту ООО «Борей» в сумме 406 397,49руб. Договора на поставку товара ООО «Борей» со стороны МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» заключены внешним управляющим Березиным О.Г., обязательства по договорам не исполнены, товар поставлен не в полном объеме. Полученный товар принят к учету согласно счетам-фактурам, подписанным исполнительным директором Булыгиным А.П. В нарушение ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.05.2020) подтверждение полномочий на подписание счетов-фактур исполнительным директором Булыгиным А.П.  отсутствует (отсутствует доверенность (приказ) на право подписи документов), что является финансовым нарушением. Всего сумма финансовых нарушений составила 3 360 948,29руб. Аналогично, в  2017году  МУП г. Астрахани «Коммунэнерго»  в лице внешнего управляющего Чернова А.Н. заключило договора с ООО «ВолгаМет» на поставку материалов согласно спецификациям на общую сумму 6 948 799,32руб. Оплата произведена в сумме 6 896 689,22руб. В нарушение ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.05.2020) подтверждение полномочий на подписание счетов-фактур исполнительным директором Булыгиным А.П. отсутствует (отсутствует доверенность (приказ) на право подписи документов), что является финансовым нарушением. Всего сумма финансовых нарушений составила 6 831 200,49руб.;

- МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» (в лице внешнего управляющего Березина О.Г.) заключил договор  26.05.2016 №б/н  с ООО «АКВАСТРОЙ», на выполнение работ по подготовке к отопительному сезону за период 2016год. По данным предприятия по контрагенту ООО «АКВАСТРОЙ» по состоянию на 01.01.2020  значится дебиторская задолженность в общей сумме 25 368 679,71руб. Проверкой установлено, что работы, выполняемые по договору от 26.05.2016 №б/н в рамках подготовки к отопительному сезону, дублируют уставные виды деятельности МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», а именно: выработка и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), монтаж и наладка тепловых сетей, монтаж и наладка котельного оборудования,  с   учетом вышесказанного, целесообразность заключения договора с ООО «АКВАСТРОЙ» ставится под сомнение;

- в декабре 2017года МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», в лице внешнего управляющего Чернова А.Н. (заказчик)  заключил договор №1-ЭА/203кэ от 12.09.2017 года с ООО «Энергостандарт» (исполнитель), согласно которому исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работу по проведению энергетического обследования с разработкой энергопаспорта. В соответствии с п.5.1. договора стоимость работ (услуг) по договору согласована сторонами, исходя из объемов и сложности выполненных исполнителем работ, согласно сметного расчета и составляет 4 088 620,80руб. Заказчик оплачивает указанную сумму в размере 100% до 30.11.2017. В ходе проверки получено коммерческое предложение на оказание услуг по проведению энергетического обследования с разработкой энергопаспорта, отчета и программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, согласно которому стоимость аналогичных услуг по состоянию на 21.12.2020 составляет 300 000,0руб.  В связи с вышеуказанным, можно сделать вывод о нецелесообразности заключения договора с ООО «Энергостандарт» от 12.09.2017 года №1-ЭА/203кэ на сумму 4 088 620,80руб. Кредиторская задолженность по контрагенту ООО «Энергостандарт» значилась по учету предприятия с 2017года (с 2019 МУП г. Астрахани «Южное» по договору цессии), и с учетом всех вышеуказанных аспектов, заключение договора №1-ЭА/203кэ от 12.09.2017 с ООО «Энергостандарт»  повлияло на  дальнейшее ухудшение финансового состояния предприятия;

- предприятием в период 03.10.2016 - 27.04.2018 перечислено без заключения договора за оказанные услуги «по проведению процедуры банкротства» ЗАО «Интерфакс» 90 805,0руб. Соответственно, доказательства, подтверждающие существование  исполненных обязательств ЗАО «Интерфакс», во исполнение которых  совершены платежи за оказанные услуги, не представлены, отсутствует и не  представлен заключенный между сторонами договор, задолженность (дебиторская) остается не востребованной на момент проверки;

- пунктом 4.5. договора б/№ от 31.03.2016, заключенного МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» с  Волгоградской коллегией адвокатов «Мейер и партнеры» определено, что фиксированный гонорар устанавливается в соответствующем дополнительном соглашении к договору в виде фиксированной суммы оплаты за конкретный перечень услуг, оказываемых Коллегией Клиенту. После завершения оказания услуг Коллегия выставляет Клиенту счет одновременно с актом приема-передачи услуг (если иное не предусмотрено дополнительным соглашением). Дополнительные соглашения, определяющие перечень услуг, фактически оказанных предприятию, а также размеры оплаченных гонораров, к проверке не представлены, не представлены документы, подтверждающие факты оказания услуг. Арбитражным судом Волгоградской области (решение от 11.10.2018 по делу №А12-28963/2018) рассмотрены факты перечисления денежных средств в рамках действия договора МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» (Истцом) Волгоградской коллегии адвокатов «Мейер и партнеры» (Ответчику) без отсутствия подтверждения представления Ответчиком юридических и консультационных услуг. Таким образом,  целесообразность заключения договора б/н от 31.03.2016 на сумму 3 266 977,18руб. с Волгоградской коллегией адвокатов «Мейер и партнеры» на оказание юридических и консультационных услуг ставится под сомнение;

Согласно предоставленным сведениям, одним из фактов, повлиявшим на снижение в проверяемом периоде финансового результата предприятия, являлось то, что в проверяемом периоде предприятие осуществляло техническое обслуживание отдельных котельных и  частично отдельных участков тепловых сетей (соответственно, расходы по которым не были учтены в утвержденных тарифах предприятия), что привело к превышению расходов над доходами по объектам и росту убытков предприятия в целом. Даны пояснения начальника ФЭО Сизовой О.В. котельные Т-13,Т-14, Т-20, Т-27 приняты 29.03.2019  в хозяйственное ведение МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», однако тарифы для потребителей услуг на 2019год отсутствовали, так как на указанный период были утверждены для МУП г. Астрахани «Колос»;

- в период с 09.06.2016 по 26.07.2018 (внешнее управление, конкурсное производство) МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» заключало контракты без применения конкурсных процедур и без согласования кредиторов. Стоимость услуг ООО «Аудит-Актив» по договору №160кэ от 21.10.2019 в  2019году оказалась на 235 000руб. дешевле, стоимости аналогичных услуг в 2018году, заключенных конкурсным управляющим А.Н. Черновым с ООО «Премиум-Аудит» по договору №67кэ от 19.02.2018;

- проверкой установлено необоснованное завышение финансового результата предприятия за 2018году и занижение финансового результата за 2019год. Сумма финансового нарушения в проверяемом периоде составила  33 094 419,89руб.

В 2020 году сотрудниками КСП МО «Город Астрахань» проведено 5 проверок по запросам правоохранительных органов.

Для недопущения нарушений бюджетного законодательства при исполнении доходной части бюджета города и привлечения реально имеющихся резервов увеличения доходов целесообразно:

- главным распорядителям бюджетных средств следует обратить внимание на повторение из года в год одних и тех же нарушений бюджетного законодательства подведомственными учреждениями и предприятиями;

- руководителям муниципальных учреждений, предприятий, организаций и бюджетополучателям всех форм в обязательном порядке:

1. Осуществлять проверку первичных документов поступивших в бухгалтерию по форме и содержанию;

2. Соблюдать действующий порядок оформления актов на списание основных средств и материальных ценностей;

3. Соблюдать правила документального оформления проведения всех видов ремонтов;

4. При ведении бухгалтерского учета и отчетности строго руководствоваться Бюджетным кодексом РФ, Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений;

5. Привести в соответствие с действующим законодательством Положения о материальном стимулировании сотрудников;

6. Усилить договорную дисциплину, как в момент заключения договоров, так и в процессе его исполнения;

7. При определении расходов по сметам обеспечивать строгий режим экономии денежных и материальных средств, а объем расходов исчислять в соответствии с действительной потребностью в средствах для нужд учреждения;

8. Соблюдать положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".